7 июня 2023 года в Федеральном собрании РФ состоялось заседание Совета по развитию транспортного комплекса в субъектах Федерации под председательством руководителя Комитета по экономической политике Совета Федерации РФ А.В. Кутепова по вопросу «О ходе реализации мероприятий по обновлению городского наземного электрического транспорта и о приоритетных направлениях его дальнейшего развития».
В заседании приняли участие: директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России С.Ю. Семенов, заместитель министра Министерства промышленности и торговли А.А. Каримов, руководитель проектного офиса федерального проекта "Чистый воздух" национального проекта "Экология" М.В. Корольков, исполнительный директор, Бизнес-блок ВЭБ.РФ Перин А.В., заместитель директора подразделения "Инфраструктурные облигации" АО "ДОМ.РФ" Д.И. Зарубин, президент Международной Ассоциации предприятий городского электрического транспорта, директор СПб ГУП "Горэлектротранс" Д. Ю. Минкин, глава Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, мэр г. Нижнекамска Р.Х. Муллин, заместитель главы администрации муниципального образования "Город Саратов", председатель комитета по жилищно-коммунальному хозяйству М.А. Сиденко, заместитель исполнительного директора Объединения автопроизводителей России А.М. Сережкин, генеральный директор АО "Усть-Катавский вагоностроительный завод" (АО «УКВЗ») Р.В. Новиков и другие.
От Комитета по развитию общественного транспорта Российской академии транспорта участие принял руководитель НТС Комитета, научный руководитель НИИАТ В.В. Донченко.
В заседании приняли участие: директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России С.Ю. Семенов, заместитель министра Министерства промышленности и торговли А.А. Каримов, руководитель проектного офиса федерального проекта "Чистый воздух" национального проекта "Экология" М.В. Корольков, исполнительный директор, Бизнес-блок ВЭБ.РФ Перин А.В., заместитель директора подразделения "Инфраструктурные облигации" АО "ДОМ.РФ" Д.И. Зарубин, президент Международной Ассоциации предприятий городского электрического транспорта, директор СПб ГУП "Горэлектротранс" Д. Ю. Минкин, глава Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, мэр г. Нижнекамска Р.Х. Муллин, заместитель главы администрации муниципального образования "Город Саратов", председатель комитета по жилищно-коммунальному хозяйству М.А. Сиденко, заместитель исполнительного директора Объединения автопроизводителей России А.М. Сережкин, генеральный директор АО "Усть-Катавский вагоностроительный завод" (АО «УКВЗ») Р.В. Новиков и другие.
От Комитета по развитию общественного транспорта Российской академии транспорта участие принял руководитель НТС Комитета, научный руководитель НИИАТ В.В. Донченко.

В ходе своего выступления В.В. Донченко обратил внимание на роль общественного, и прежде всего – городского электрического транспорта как инструмента достижения качества жизни в городах за счет сокращения транспортных экстерналий: дорожно-транспортных происшествий, загрязнения воздуха, эксплуатационных затрат и потерь времени на передвижения. Так, автобус сокращает вероятность ДТП в 40 раз на одного пассажира по сравнению с поездкой на личном транспорте, а трамвай – в 130 раз; автобус сокращает загрязнение окружающей среды в 4 раза, трамвай и троллейбус – более чем в 10 раз, причем загрязнение воздуха, связанное с выработкой энергии, образуется далеко за пределами селитебных территорий. По сравнению с автобусом, перевозка троллейбусом экономичнее на 15% (при потоке пассажиров свыше 350 человек в час), трамваем – на 40% (при потоке пассажиров свыше 1100 человек в час). Трамвай, следуя по обособленному полотну с приоритетом проезда перекрестков, также сокращает затраты времени на передвижения.
Несмотря на явные преимущества ГЭТ, он переживает кризис: 70% инфраструктуры и значительная доля подвижного состава находятся за пределами нормативных сроков эксплуатации и не позволяют обеспечить необходимые скорость, надежность и качество перевозок. Основными причинами такого положения являются:
Оздоровление ГЭТ возможно только в составе реформирования всей системы управления пассажирским транспортом. Целью программы развития ГЭТ должно стать обеспечение качества и повышение социально-экономической эффективности функционирования городских транспортных систем путем создания каркаса магистральных линий городского электротранспорта, интегрированных с маршрутной сетью других видов ПТОП и замещающих, там где это целесообразно, маршруты автобусов малого и среднего класса; обеспечение роста за счет этого общей привлекательности использования систем пассажирского транспорта общего пользования для населения.
Требуется существенное вовлечение органов власти субъектов федерации в реализацию проекта, т.к. именно их участие определяет успех реформирования. В связи с этим, финансовая помощь федерального центра должна предоставляться субъекту РФ на конкретный проект развития ГЭТ, при этом Правительство субъекта РФ является ответственным за реализацию предложенных мероприятий.
Ежегодные суммарные объемы финансирования Программы ограничены производственными возможностями предприятий-производителей и необходимостью сохранять обеспечение транспортного спроса в периоды ремонта инфраструктуры. Основой заявки должны являться документы транспортного планирования, в которых заложены новые возможности ГЭТ исходя из предлагаемых объемов его финансирования. Требования к документам и заявке определяются методическими рекомендациями Минтранса России.
Очередность предоставления федеральной поддержки должна определяться в рамках лимитов на соответствующий год исходя из их рейтингов, определяемых в соответствии с утвержденным Минтрансом России Порядком отбора проектов.
Несмотря на явные преимущества ГЭТ, он переживает кризис: 70% инфраструктуры и значительная доля подвижного состава находятся за пределами нормативных сроков эксплуатации и не позволяют обеспечить необходимые скорость, надежность и качество перевозок. Основными причинами такого положения являются:
- отсутствие ответственности органов власти за качество и эффективность перевозок;
- слабые механизмы формирования источников финансирования (в том числе заниженные тарифы, завышенные льготы, слабые механизмы контроля оплаты проезда и др.);
- отсутствие единого механизма технического и финансового планирования работы всей системы пассажирского транспорта городов;
- накопленный износ инфраструктуры и подвижного состава, который не позволяет сходу превратить ГЭТ в магистральный транспорт.
Оздоровление ГЭТ возможно только в составе реформирования всей системы управления пассажирским транспортом. Целью программы развития ГЭТ должно стать обеспечение качества и повышение социально-экономической эффективности функционирования городских транспортных систем путем создания каркаса магистральных линий городского электротранспорта, интегрированных с маршрутной сетью других видов ПТОП и замещающих, там где это целесообразно, маршруты автобусов малого и среднего класса; обеспечение роста за счет этого общей привлекательности использования систем пассажирского транспорта общего пользования для населения.
Требуется существенное вовлечение органов власти субъектов федерации в реализацию проекта, т.к. именно их участие определяет успех реформирования. В связи с этим, финансовая помощь федерального центра должна предоставляться субъекту РФ на конкретный проект развития ГЭТ, при этом Правительство субъекта РФ является ответственным за реализацию предложенных мероприятий.
Ежегодные суммарные объемы финансирования Программы ограничены производственными возможностями предприятий-производителей и необходимостью сохранять обеспечение транспортного спроса в периоды ремонта инфраструктуры. Основой заявки должны являться документы транспортного планирования, в которых заложены новые возможности ГЭТ исходя из предлагаемых объемов его финансирования. Требования к документам и заявке определяются методическими рекомендациями Минтранса России.
Очередность предоставления федеральной поддержки должна определяться в рамках лимитов на соответствующий год исходя из их рейтингов, определяемых в соответствии с утвержденным Минтрансом России Порядком отбора проектов.
Запись заседания можно просмотреть здесь!
Презентация В.В. Донченко в материалах Комитета по развитию общественного транспорта