Официальная позиция Комитета по развитию общественного транспорта РАТ по статусу проектов по разработке документов транспортного планирования в сфере ПТОП
по статусу проектов по разработке документов транспортного планирования в сфере пассажирского транспорта общего пользования
Комитет по развитию общественного транспорта Российской академии транспорта рассмотрев и одобрив решение Научно-технического совета Комитета по вопросу о статусе проектов по разработке документов транспортного планирования в сфере пассажирского транспорта общего пользования, считает необходимым отметить следующее:
— характер работ по подготовке документов транспортного планирования (РСТО, РКПТО и ДПРП) позволяет говорить о том, что их конечным продуктом является получение новых знаний и решений, что характеризует их как научную и (или) научно-техническую деятельность;
— работы по подготовке документов транспортного планирования (РСТО, РКПТО и ДПРП) характеризуются следующей спецификой, также позволяющей отнести их к научным исследованиям: отсутствием единых методик сбора данных о характеристиках объектов и процессов; отсутствием единого теоретического описания процессов формирования и распределения транспортного спроса, выбора вида передвижения; различными подходами к оценке «обобщенной стоимости поездки», как показателя полезности выбора пользователя; отсутствием четко формализованных критериев выбора наилучших решений; большим влиянием человеческого фактора, случайным характером процессов формирования и распределения транспортного спроса. Помимо этого, получаемые оценки и решения, как правило, несут новизну применительно к каждой рассматриваемой транспортной системе;
— разделы работ по подготовке документов транспортного планирования (РСТО, РКПТО и ДПРП), связанные с проведением необходимых обследований транспортных систем, могут быть выделены заказчиком в отдельную работу по оказанию услуг, выполняемую по отдельному договору. При этом непосредственный разработчик документов транспортного планирования для обоснования предлагаемых им решений должен будет использовать результаты обследований, полученные сторонним исполнителем. В этом случае целесообразно, чтобы ТЗ на эти обследования заказчик готовил и принимал у привлекаемых исполнителей с участием разработчика документов транспортного планирования;
— наиболее логично и правильно заказывать и выполнять все работы по разработке документов транспортного планирования в рамках одного контракта на выполнение НИР, чтобы тот, кто будет обосновывать предлагаемые решения и оценивать их эффективность непосредственно участвовал в планировании и проведении обследований, поскольку только разработчик понимает какой объем, структура, виды и источники данных требуются для обоснования конкретных решений.