21 июня 2023 года Комитет по развитию общественного транспорта заслушал доклад В.В. Донченко, А.А. Морозов о подходах к разработке и реализации Программы развития ГЭТ.
Были заслушаны и одобрены 10 ключевых предложений Комитета РАТ:
Были заслушаны и одобрены 10 ключевых предложений Комитета РАТ:
- Городской электрический транспорт общего пользования (ГЭТ) является неотъемлемой частью городских транспортных систем и, в частности, систем пассажирского транспорта общего пользования (ПТОП). В этой связи разработка программы ГЭТ должна проводится не изолированно, а в тесной взаимосвязи с текущим состоянием и программами развития других видов городского транспорта, с программами в области городского планирования в рамках единой комплексной системы городского планирования. Т.е. при реализации программы развития ГЭТ не ограничиваться стандартным обновлением подвижного состава, а выделять средства прежде всего на инфраструктуру: как для улучшения работы самого ГЭТ (рельсы, фидеры, тяговые подстанции, депо и т.д.), так и на сопутствующую улично-дорожную инфраструктуру (физическое обособление трамвайных путей, приоритетный проезд на перекрёстках, модернизацию трамвайных платформ и т.д.).
- При разработке программы развития ГЭТ, как части системы пассажирского транспорта общего пользования, требуется подойти к решению транспортных проблем городов и городских агломераций с точки зрения обеспечения качества транспортного обслуживания пассажиров/населения достижение национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни», установленная Президентом РФ.
- ГЭТ в крупных городах должен рассматриваться как системообразующий вид транспорта, обеспечивающий массовые перевозки по наиболее пассажиро-напряженным магистральным маршрутам ПТОП.
- Обновление парка транспортных средств и инфраструктуры ГЭТ является актуальной проблемой, но само по себе ее решение не даст надлежащего эффекта без реализации широкого комплекса задач, связанных с совершенствованием планирования и управления городскими транспортными системами и пассажирским транспортом общего пользования (определенная смена модели управления!), в частности (совершенствование используемых методов планирования транспортных систем; разработка и внедрения стандартов качества транспортного обслуживания населения, как основы совершенствования работы ПТОП; переход на брутто-контракты; разработка и внедрение эффективной системы тарифообразования; внедрение системы устойчивого финансирования ПТОП на местном уровне; использование механизмов мониторинга и контроля качества транспортного обслуживания населения; установление ответственности органов власти за обеспечение качества транспортного обслуживания населения; совершенствование организации движения на маршрутах ПТОП; стимулирование спроса на услуги ПТОП и ГЭТ, в том числе, за счет внедрения паковочной политики и др.).
- Федеральное субсидирование должно рассматриваться как рычаг для изменения ситуации в отрасли в целом; федеральные субсидии должны использоваться как пусковой механизм, запускающий долгосрочные и, в значительной степени, самоокупаемые транспортные реформы на местном уровне.
- Должна быть законодательно урегулирована ситуация, когда ответственность и ресурсы разделены, как в случае с общественным транспортом: ответственность за организацию работы ПТОП лежит на органах местного самоуправления, а назначение тарифов и, в основном, субсидирование, находится в сфере полномочий региональных органов исполнительной власти.
- Одним из главных принципов разработки программы развития ГЭТ должен стать принцип обеспечения социально-экономической эффективности принимаемых решений и реализуемых проектов. Выбор проектов для вложения «длинных» финансовых ресурсов должен быть основан на интегральной оценке получаемых эффектов (сокращение потерь времени населением и экономикой, снижение экологических последствий работы транспорта, повышение безопасности движения, снижение затрат перевозчиков, повышение качества жизни населения и т.д.).
- В программу развития ГЭТ должна быть заложена система соответствующих целевых нормативов и показателей, позволяющих объективно отслеживать получаемые результаты ее реализации и вносить необходимые коррективы в программные мероприятия.
- Необходима централизация управления ПТОП (включая ГЭТ) на городском уровне.
- Обеспечить доступность данной программы для всех систем ГЭТа. Программа должна быть привлекательна для регионов/городов, чтобы большинство из них согласились принять в ней участие.
Очередность предоставления федерального субсидирования в рамках программы должна определяться в рамках лимитов, выделяемых на соответствующий год, исходя их рейтингов регионов, определяемых в соответствии с утвержденным Минтрансом России Порядком отбора проектов (например, с использованием ESG-рейтингов).
После обсуждения было принято решение направить предложения Комитета в Минтранс России.
После обсуждения было принято решение направить предложения Комитета в Минтранс России.