По мнению РАТ, обновление только автобусов приведет к росту дефицита финансирования ПТОП в городах в ближайшем будущем и усугубляет проблемы ПТОП.
Преодоление ограничений развития общественного транспорта заключается в повышении эффективности и производительности труда за счет увеличения доли трамвая и троллейбуса в пассажирских перевозках, что ведет к снижению дефицита финансирования общественного транспорта на местах и уменьшает потребность в водительском составе, при повышении их заработной платы, т.к. при высоких пассажиропотоках троллейбус экономичнее автобуса на 15%, а трамвай — на 40%;
Продуктивное достижение целевого значения показателя федерального проекта «Развитие общественного транспорта» в 85% возможно за счет рациональной методики расчета данного показателя. В ее основе лежит подход «эффективных пассажиромест», что предполагает учитывать вместимость и срок службы единиц подвижного состава («эффективное» количество мест, подвижного состава). Новый трамвай решает проблему обновления 95 мест на 30 лет, тогда как новая газель позволяет обновить всего 12 мест только на 3 года, в результате чего значения показателя достичь нельзя.
При объеме финансирования 250 млрд. (в т.ч. 100 млрд из ФБ), эффективное число обновленных мест составляет 6,7 млн. мест в сценарии «только автобус» и 8,3 млн. мест в сценарии «рост доли ГЭТ» (на 25% выше), т. е. наращивание доли ГЭТ обеспечивает более эффективное достижение цели федерального проекта при том же финансировании в долгосрочной перспективе.
Базовые соотношения при расчетах на основе «эффективных пассажиромест»:
Таким образом, бюджетное финансирование в объеме 250 млрд. руб. на период до 2030 года, в сценарии «автобус» позволит заменить 31,6% эффективных единиц ПС, тогда как в сценарии «рост ГЭТ» — 40% эффективных единиц ПС
Как показывают укрупненные расчеты, для приведения 85% парка общественного транспорта в нормативное состояние (по 42 городам), как основного показателя Федерального проекта «Развитие общественного транспорта» необходимо 676 млрд руб. в сценарии «автобус», и только 584 млрд. руб. в сценарии «рост ГЭТ».
Учитывая бюджетные ограничения и законодательно определенный принцип эффективности использования бюджетных средств, РАТ предлагает осуществлять доступ к бюджетному финансированию по Федеральному проекту «Развитие общественного транспорта» по конкурсу на основе оценки социально-экономической эффективности мероприятий в составе заявок регионов. Оценка эффективности включает снижение непродуктивных расходов и рост производительности труда водителей при замещении автобусов малого и среднего классов на ГЭТ, рост собираемости билетной выручки и финансирования из местных и региональных бюджетов.
Преодоление ограничений развития общественного транспорта заключается в повышении эффективности и производительности труда за счет увеличения доли трамвая и троллейбуса в пассажирских перевозках, что ведет к снижению дефицита финансирования общественного транспорта на местах и уменьшает потребность в водительском составе, при повышении их заработной платы, т.к. при высоких пассажиропотоках троллейбус экономичнее автобуса на 15%, а трамвай — на 40%;
Продуктивное достижение целевого значения показателя федерального проекта «Развитие общественного транспорта» в 85% возможно за счет рациональной методики расчета данного показателя. В ее основе лежит подход «эффективных пассажиромест», что предполагает учитывать вместимость и срок службы единиц подвижного состава («эффективное» количество мест, подвижного состава). Новый трамвай решает проблему обновления 95 мест на 30 лет, тогда как новая газель позволяет обновить всего 12 мест только на 3 года, в результате чего значения показателя достичь нельзя.
При объеме финансирования 250 млрд. (в т.ч. 100 млрд из ФБ), эффективное число обновленных мест составляет 6,7 млн. мест в сценарии «только автобус» и 8,3 млн. мест в сценарии «рост доли ГЭТ» (на 25% выше), т. е. наращивание доли ГЭТ обеспечивает более эффективное достижение цели федерального проекта при том же финансировании в долгосрочной перспективе.
Базовые соотношения при расчетах на основе «эффективных пассажиромест»:
- автобус МК = 0,38 автобуса БК
- троллейбус БК = 2,23 автобуса БК
- трамвай одиночный = 5,8 автобуса БК
Таким образом, бюджетное финансирование в объеме 250 млрд. руб. на период до 2030 года, в сценарии «автобус» позволит заменить 31,6% эффективных единиц ПС, тогда как в сценарии «рост ГЭТ» — 40% эффективных единиц ПС
Как показывают укрупненные расчеты, для приведения 85% парка общественного транспорта в нормативное состояние (по 42 городам), как основного показателя Федерального проекта «Развитие общественного транспорта» необходимо 676 млрд руб. в сценарии «автобус», и только 584 млрд. руб. в сценарии «рост ГЭТ».
Учитывая бюджетные ограничения и законодательно определенный принцип эффективности использования бюджетных средств, РАТ предлагает осуществлять доступ к бюджетному финансированию по Федеральному проекту «Развитие общественного транспорта» по конкурсу на основе оценки социально-экономической эффективности мероприятий в составе заявок регионов. Оценка эффективности включает снижение непродуктивных расходов и рост производительности труда водителей при замещении автобусов малого и среднего классов на ГЭТ, рост собираемости билетной выручки и финансирования из местных и региональных бюджетов.