НТС Комитета

10 ключевых предложений по разработке программы ГЭТ

Руководитель Научно-технического совета Комитета по развитию общественного транспорта РАТ, научный руководитель НИИАТ Вадим Донченко представил научно-обоснованные предложения по разработке программы ГЭТ.

10 ключевых предложений Комитета РАТ:

1. Городской электрический транспорт общего пользования (ГЭТ) является неотъемлемой частью городских транспортных систем и, в частности, систем пассажирского транспорта общего пользования (ПТОП). В этой связи разработка программы ГЭТ должна проводится не изолированно, а в тесной взаимосвязи с текущим состоянием и программами развития других видов городского транспорта, с программами в области городского планирования в рамках единой комплексной системы городского планирования.

2. При разработке программы развития ГЭТ, как части системы пассажирского транспорта общего пользования, требуется подойти к решению транспортных проблем городов и городских агломераций с точки зрения обеспечения качества транспортного обслуживания пассажиров/населения достижение национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни», установленная Президентом РФ.

3. ГЭТ в крупных городах должен рассматриваться как системообразующий вид транспорта, обеспечивающий массовые перевозки по наиболее пассажиро-напряженным магистральным маршрутам ПТОП.

4. Обновление парка транспортных средств и инфраструктуры ГЭТ является актуальной проблемой, но само по себе ее решение не даст надлежащего эффекта без реализации широкого комплекса задач, связанных с совершенствованием планирования и управления городскими транспортными системами и пассажирским транспортом общего пользования (определенная смена модели управления!), в частности (совершенствование используемых методов планирования транспортных систем; разработка и внедрения стандартов качества транспортного обслуживания населения, как основы совершенствования работы ПТОП; переход на брутто-контракты; разработка и внедрение эффективной системы тарифообразования; внедрение системы устойчивого финансирования ПТОП на местном уровне; использование механизмов мониторинга и контроля качества транспортного обслуживания населения; установление ответственности органов власти за обеспечение качества транспортного обслуживания населения; совершенствование организации движения на маршрутах ПТОП; стимулирование спроса на услуги ПТОП и ГЭТ, в том числе, за счет внедрения паковочной политики и др.).

5. Федеральное субсидирование должно рассматриваться как рычаг для изменения ситуации в отрасли в целом; федеральные субсидии должны использоваться как пусковой механизм, запускающий долгосрочные и, в значительной степени, самоокупаемые транспортные реформы на местном уровне.

6. Должна быть законодательно урегулирована ситуация, когда ответственность и ресурсы разделены, как в случае с общественным транспортом: ответственность за организацию работы ПТОП лежит на органах местного самоуправления, а назначение тарифов и, в основном, субсидирование, находится в сфере полномочий региональных органов исполнительной власти.

7. Одним из главных принципов разработки программы развития ГЭТ должен стать принцип обеспечения социально-экономической эффективности принимаемых решений и реализуемых проектов. Выбор проектов для вложения «длинных» финансовых ресурсов должен быть основан на интегральной оценке получаемых эффектов (сокращение потерь времени населением и экономикой, снижение экологических последствий работы транспорта, повышение безопасности движения, снижение затрат перевозчиков, повышение качества жизни населения и т.д.).

8. В программу развития ГЭТ должна быть заложена система соответствующих целевых нормативов и показателей, позволяющих объективно отслеживать получаемые результаты ее реализации и вносить необходимые коррективы в программные мероприятия.

9. Необходима централизация управления ПТОП (включая ГЭТ) на городском уровне.

10. Очередность предоставления федерального субсидирования в рамках программы должна определяться в рамках лимитов, выделяемых на соответствующий год, исходя их рейтингов регионов, определяемых в соответствии с утвержденным Минтрансом России Порядком отбора проектов (например, с использованием ESG-рейтингов).